По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Учёба в университете ценна приобретением не только знаний, но и друзей, единомышленников, партнёров по творчеству, а нередко и будущих коллег по работе. В новом материале для раздела ALUMNI мы пообщались с ребятами, которые в этом году вместе окончили профиль «Коммуникационный дизайн», а теперь вместе работают в дизайн-студии ONY.
Тима Кирин (далее — ТК): В этом году я закончил бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ по профилю «Коммуникационный дизайн» и сейчас работаю графическим дизайнером в студии ONY, куда устроился ещё на III курсе. Там я занимаюсь разным креативом, коммуникацией, фирменными стилями, брендингом и так далее.
Вплоть до поступления в Школу дизайна я упражнялся в академическом рисунке, а потом меня занесло в дизайн: это творческая профессия, схожая с тем, чем я хотел заниматься раньше — художественной обработкой металла. Со временем, впрочем, я понял, что мне всё-таки интересен именно графический дизайн — так я и оказался тут.
Татьяна Лебедева (далее — ТЛ): Я тоже работаю дизайнером в студии ONY. Попала сюда два года назад, в самом начале III курса. Тут я занимаюсь тем же самым, чем и Тима. Вообще, мы все здесь одногруппники — Тима просто оказался первым. Да и глобально мы занимаемся плюс-минус одним и тем же. Хотя у каждого, разумеется, есть какая-то неповторимая «суперсила», каждый хорош в чём-то своём — мы всё-таки отличаемся друг от друга по специализации.
Я, например, бренд-дизайнер. Мы создаём фирменные стили, немножечко работаем с 3D. Но в то же время мы, благодаря коммуникационному дизайну, являемся и широкопрофильными специалистами, мы много чего можем.
Алина Ломаева (далее — АЛ): Я работаю в ONY с начала 2024-го года.
Наверное, с самого детства я хотела учиться чему-то творческому. А когда узнала про Школу дизайна, то поняла, что буду поступать только туда, поскольку это единственный в России вуз, в котором дизайну учат нестандартно — тут нет классического рисунка, зато много реальной практики.
Гоша Сапожков (далее — ГС): Сейчас я работаю в ONY CGI-графическим дизайнером.
Ещё в восьмом или девятом классе я начал делать свои первые 3D-модели, которыми пародировал Мармока — весьма популярного видеоблогера.
А потом, уже понапридумав много разных штук, я спросил у брата — он шрифтовик, учился в Полиграфе — куда мне следует пойти, чтобы развивать своё творчество дальше. Брат сказал, что мне нужно в Школу дизайна, на «Комдиз», потому что там учат базе, которая пригождается в любой творческой сфере.
Поэтому я и поступил в Школу дизайна. Я понимал, зачем иду туда. Я чувствовал, что здесь мне дадут что-то современное и актуальное.
ТК: Это все проекты, в которых фигурировала печатка — создание печатного продукта, будь то книжка или календарь. Эти модули были, пожалуй, самыми сложными и интересными. Бывало, что ты готовишь проект, у тебя в голове есть его презентация, есть макет, но до просмотра остаётся буквально неделя, а ты только сдаёшь работу в печать. И потом уже, за пару дней до просмотра, когда ты собираешь презентацию, всё фотографируешь — там начинается самое интересное.
Мне больше всего запомнилось, как мы с Таней Лебедевой в общаге фотографировали мой гиперболоидный календарь на её камеру, которая после съёмки никак не отрывалась от штатива. А без этого мы не могли вытащить то ли SD-карту, то ли ещё что-то в этом роде — всё шло к тому, что я просрочу дедлайн. В итоге, впрочем, всё получилось сделать вовремя.
Вообще, мои печатные проекты кажутся мне самыми живыми, пусть и нравятся они мне, наверное, меньше всего. Среди любимых я могу назвать «Острое мороженое», которое я сделал на II курсе, и айдентику для Rhoe Bermat — ювелирного бренда, про который мне рассказала подруга, после чего я пришёл к ним в шоурум и купил себе два кольца. Мне всё очень понравилось, и я решил поработать с этим.
И ещё я бы отметил свой дипломный проект — ребрендинг цыганского музея культуры и быта в Костроме. Это трёхкомнатная квартира, помещающаяся на втором этаже обычного дома. Я там даже почти побывал — приехал в Кострому и постоял напротив его дверей. Но весь этот музей держится на одном человеке, который его, собственно, и создал, а он в тот день как раз заболел.
Это было осенью. А весь оставшийся год, делая этот проект, я просто кайфовал. Сначала визуальные исследования по цыганскому дизайн-коду, потом сам проект айдентики...
ТЛ: Наверное, мне больше всего запомнился проект Эли Погосян, о котором она рассказывала в своём недавнем интервью для ALUMNI. Ради её диплома мы поехали в Армению, в Гюмри. Жили там несколько дней и много фотографировали — потом эти фотографии вошли в её дипломную работу. Затем мы съездили в Ереван, пообщались с её знакомыми, прониклись местной атмосферой. Это было очень трушно: другая культура, другая страна. Восторг. Проекту это добавило очень многое.
Любите то, что делаете, и не делайте то, что не нравится, потому что это высасывает силы.
Из моих собственных проектов сразу вспоминается тот, с которым была связана забавная история, над которым можно посмеяться или умилиться ему — как это было с проектом Тимофея про цыган.
Наш куратор давал нам необычные, странные брифы, и однажды нам нужно было придумать упаковку для пасты с добавлением насекомых — превратить что-то неприятное в аппетитное. Мой проект назывался Cicaddo — это такая аллюзия на Barilla. Я приделала макарошкам крылышки, и у меня получились всякие пчёлки да стрекозки. Всё было очень минималистично и мило. Я даже сделала визуализацию, где они летают. Очень уж этот проект запал мне в душу!
А вот диплом был самой амбициозной из всех моих студенческих работ. Я занималась проектом туристического ребрендинга Байконура. Это мечты о космосе и вариация на тему того, как выглядел бы Роскосмос, если бы обращался к графическим дизайнерам.
АЛ: Самыми запоминающимися были проекты II и III курса. Мне кажется, что середина учёбы — это самое активное время. Ведь на I курсе ты ещё только привыкаешь ко всему и, так скажем, разгоняешься, тогда как на II и III курсах уже появляются какие-то более прикольные дисциплины, которые ещё и меняются каждый модуль — я говорю о вариативах и прочем.
В общем, это было самое интересное время за все четыре года. Но к своим проектам у меня сложное отношение. Мне трудно назвать любимый, потому что я не могу их сравнить, ведь все они созданы в разные промежутки времени. Проект за проектом ты развиваешь мастерство, наблюдая за собой даже в мелочах — это создаёт очень теплые чувства к каждому из них, потому что в будущем ты вспоминаешь, как осваивался и разбирался в тех или иных нюансах своего дела.
Не надо бояться пробовать новое, надо верить в себя — эти годы на то и даны. Научиться можно лишь тогда, когда ошибаешься в чём-то.
Особенно хорошо запоминается процесс созидания, творчества. Поэтому, пусть у моих проектов и есть результат, я смотрю не столько на него, сколько на путь, что я прошла, на эмоции, что получила в процессе. Тут вспоминаются и упаковки с насекомыми, о которых уже рассказывала Таня, и упаковка грибного мыла, и айдентика для венского фестиваля аккордеона...
ГС: Для меня, наверное, самый запоминающийся проект, апогей моей деятельности — это работа, посвящённая маховой резьбе. На III курсе я начал читать сайты, содержащие её описания, и мне показалось, что они повторяются — везде были одни и те же слова, одни и те же фразы. Будто бы источник у них всех был один и тот же.
Я пошёл дальше и стал искать литературу по теме. В Ленинке нашёл книгу об истории игрушек — там говорилось, что маховая резьба происходит из Сергеева Посада. Я поехал туда и прошёлся по музеям, чтобы уже на месте выяснить правду.
Оказалось, что на самом деле это не старинный промысел, а современная выдумка. Какие-то ребята выдали за него стилистику игрушек, производимых в революционные годы, когда в Сергеевом Посаде не было нормальных инструментов, и люди вырезали фигурки из плохого сырья. А два парня уже в наши дни решили сказать, что это хайп, что это наш промысел. И продают теперь такие игрушки иностранцам.
Если вы не горите творчеством, то учиться лучше не стоит.
Ещё хочу рассказать про свою дипломную работу. Мне она, как и Алине, дорога самим процессом, жизненными переменами, которые влияли на её создание. В некотором смысле, диплом отчасти сформировал меня как личность, ведь когда ты делаешь что-то на протяжении года, ты как-то трансформируешься, и работа твоя тоже трансформируется.
Так, я сумел отойти от высушенной теории и прийти к чему-то более живому и интересному. До этого я всегда страдал от того, что в моих проектах нет живой истории, которая могла бы зацепить зрителя, поэтому в дипломе я решил заняться чем-то личным, связанным со своей жизнью — и в моём дизайне всё стало налаживаться.
Работа была посвящена московскому планетарию. Я делал его ребрендинг. Думаю, что когда-нибудь я им даже напишу и предложу свои рекомендации, потому что там реально есть что обновить.
ТК: Когда я закончил II курс, мой сосед уже работал в течение года. Я из-за этого переживал — тоже уже хотел начать. К тому же, у меня на I курсе было 25 отказов на hh.ru — больная тема для меня тогда.
Я решил написать в какую-нибудь студию. А написал в итоге вообще во все. Там был и Depot, и Electric Red, и Tuman, и ONY. В итоге мне ответили из ONY и из Tuman, но из второго ответили позже — на тот момент я уже работал в ONY.
В общем-то, получилось так, что меня позвали на собеседование, но по моему резюме не поняли, кем я хочу быть, и собеседовали меня как 3D-артиста, хотя я коммуникационный дизайнер. Хоть я и увлекаюсь 3D, но это не то, чему я готов посвятить всю жизнь. Когда это выяснили, разговор на ходу перекроился, и меня уже собеседовали как коммуникационного дизайнера. И в итоге взяли!
Из проектов, о которых возможно рассказать, я принимал участие в глобальном ребрендинге МТС — эту работу, кстати, можно посмотреть на сайте ONY. Сразу попав на такой взрослый проект, при том, что у меня не было опыта, я был вынужден схватывать всё на лету. Грубо говоря, мозги у меня резко встали на место. Я понял, как можно мыслить более функционально, но при это не менее абстрактно.
ТЛ: Я попала в ONY вслед за Тимофеем, месяца, наверное, через два. Думаю, что после его устройства туда в студии просто обратили внимание на нашу группу. Ребята из ONY искали себе джуниор-дизайнера и сами на меня вышли, позвали на собеседование.
В ночь перед этим я ехала на поезде, прибыла в пять утра, а в десять у меня уже была встреча с ребятами из студии. Дело шло достаточно нервно, форс-мажоры какие-то возникали. Я думаю, что всё было ужасно, но в итоге собеседование прошло успешно — меня очень быстро позвали на работу.
Мы были совсем маленькими. Ничего не понимали. Но, как сказал Тима, нас очень быстро окунули в рабочий процесс — я и Гоша уже успели поработать над ребрендингом японского медийного агентства и айдентикой Чемпионата мира по шахматам среди школьников.
Сразу почувствовался какой-то апгрейд на учёбе. На неё, во-первых, осталось меньше времени — пришлось научиться делать всё в два раза быстрее. Вместе с этим возникло и осознание того, как выстроить свою жизнь, чтобы хватало часов и на работу, и на учёбу, и на отдых. Примерно через полгода я начала нормально отдыхать и нормально же спать. У меня были свободные вечера.
На I-II курсе мы действительно очень много не спали. Это было, конечно, тяжело. Но когда ты начинаешь работать в таком темпе, то очень быстро прокачиваешь навыки, которые бы не получилось развить без работы — надо быстро учиться и выполнять задачи.
Всё это хорошо отражается и на учебных проектах, потому что их качество растёт.
АЛ: Это не первое моё место работы. До этого я почти год провела в другом агентстве, Repina Branding, но потом задумалась о том, чтобы попробовать что-то иное, заново окунуться в новый коллектив и посмотреть, как мыслит другая студия, как устроены её процессы.
Мне кажется, пока ты начинающий специалист, очень важно не бояться менять место работы и пробовать что-то новое, даже если ты этого боишься, потому что, как правило, ты всё равно со всем справляешься. И я очень рада, что оказалась в ONY. Мне очень близко то, как глобально агентство думает про дизайн и, кажется, про жизнь.
Кроме того, мои коллеги — мои одногруппники. И это очень влияет на атмосферу. Нам очень приятно работать вместе, мы по-прежнему обмениваемся знаниями, восхищаемся проектами друг друга, помогаем друг другу. При этом в нерабочее время мы просто общаемся, гуляем — в общем, делаем всё, что обыкновенно делают друзья. Мне очень нравится, что у нас не сухие рабочие отношения, а почти даже семейные.
Кроме того, действительно, на работе мозги встают на место, и я тоже чувствую, как всё начинает раскладываться по полочкам, становится более системным. Ты постепенно начинаешь лучше себя организовывать, более внимательно относиться к проектам — и это очень круто.
ГС: Я прислал своё портфолио на почту ONY — им понравились некоторые мои штуки, и меня приняли в штат.
На испытательном сроке я работал над проектом МТС Travel. Это был шоковый опыт. Я не ожидал, что первый проект будет таким огромным и сложным. Но всё прошло удачно. В итоге выбрали не мой концепт, но я всё равно немного помог. И маленькая частичка моей идеи там есть.
Мне кажется, что дизайн вообще — это сфера, в которой ты должен постоянно коммуницировать, и тогда действительно получится что-то прикольное. При этом нужно общаться с разными людьми, не обязательно дизайнерами — это помогает придумывать новые идеи. Я за время работы словил столько инсайтов, что будто бы заново открыл для себя дизайн. Я понял смысл мудбордов, я понял, что такое фотостиль, понял, какие бывают приёмы, как можно развить свою идею на множество разных носителей, и так далее. Это реально интересно, и я рад находиться здесь, постоянно делая открытия и совершенствуя свои навыки.
ТК: Самый главный совет — научитесь с I курса внимательно относиться ко времени, к своему тайм-менеджменту, иначе количество бессонных ночей, которые вы проведёте за работой, будет огромным, и это сильно скажется на здоровье.
У меня был момент, когда я два дня безвылазно сидел в общаге за работой. Я буквально двое суток непрерывно делал свой проект, почти не вставая из-за стола. И подобное случалось не единожды. Этот стиль жизни уже на IV курсе отразился на мне — начались проблемы со здоровьем. Так что это не шутки, следите за своим режимом. Не спать — это очень плохо. В этом нет ничего крутого.
Кроме того, я советую вам брать проекты студий и копировать их, чтобы учиться тому, как они работают. Это очень полезно и быстро позволяет развить необходимые дизайнеру навыки.
АЛ: Я повторюсь про здоровье — не стоит считать его какой-то второстепенной темой, потому что у здоровья, не только физического, но и ментального, должен быть первый приоритет, и надо отталкиваться всегда от того, как вы себя чувствуете, и от этого уже выстраивать всё остальное.
А так, не надо бояться пробовать новое, надо верить в себя и не страшиться ошибаться в учёбе — потому что у нас довольно жёсткая система рейтингов, и ты боишься ошибиться, боишься, что у тебя из-за этого будет плохая оценка. Мне бы очень хотелось, чтобы студенты ориентировались не на это, а делали то, что им нравится, были в этом уверены и не сомневались в своих решениях, не боялись того, что задуманное может не получиться. В конце концов, это ведь учёба — студенческие годы на то и даны. Научиться можно лишь тогда, когда ошибаешься в чём-то.
Ещё советую не бояться писать в разные студии, не бояться пробовать новое. Мне кажется, здоровье и смелость — это вообще самое главное, что должно быть у студента.
ГС: Студентам я бы пожелал, как сказала Таня, полюбить дизайн. Как его полюбить? Александра Першеева на первой нашей встрече говорила, что если вы не горите этим делом, то есть творчеством, то учиться лучше не стоит. Я тогда очень сильно, наверное, обиделся, потому что не чувствовал в себе сильной любви к тому, чего не знаю. Но теперь я тоже могу подтвердить, что дизайн — это штука, которая будет менять вашу жизнь, она будет вас трансформировать как личность.
Как же его полюбить? Мне кажется, надо общаться с людьми, которые очень горят дизайном. Со своими одногруппниками, со своими сверстниками, с какими-то иными людьми из этой сферы. Это очень важно, это поможет вам поддерживать себя, когда вы почувствуете, что у вас больше нет сил и желания это делать.
Ещё я слышал, что если ты мучаешься при создании чего-то, значит тебе, быть может, не хватает в этом навыка. То есть, условно, если я страдаю и не могу придумать фотостиль, это означает, что у меня просто не хватает навыков создания фотостиля, и мне надо обратиться за советом.
Ещё вы, возможно, не сова, а жаворонок, и вы можете не жить, как все одногруппники. Смотрите на то, какие у вас внутренние процессы. Не старайтесь как-то подстраиваться под других, работайте над тем, чтобы понять себя и подчеркнуть свои индивидуальные качества. А лучший способ сделать это — уяснить, чем вы отличаетесь от других.
В завершение я бы хотел порекомендовать три книги. Это «Типографика» Эмиля Рудера — очень крепкая и классная книжка, которая помогла мне понять, как работает вёрстка и типографика в макетах. И ещё это «Искусство формы» и «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена. Вот эти три книги я бы прочёл и остановился, а потом начал бы просто пробовать, экспериментировать, общаться со своими сверстниками, жить в этой сфере, налаживать связи, участвовать в конкурсах. Участие в конкурсе, кстати, помогает собраться с точки зрения психологических ресурсов, то есть поддержать себя тем, что ты принадлежишь сообществу, что ты можешь быть ещё круче, выше и сильнее.
ТЛ: Я бы, наверное, посоветовала любить свои проекты и относиться к ним с большой нежностью, будто бы это ваши дети. Если ты любишь свой проект, если думаешь о нём с трепетом, пусть в нём что-то и не так, то ты будешь прикладывать усилия к тому, чтобы узнавать что-то новое, что-то пробовать и идти вперёд. Это даёт стимул и силы не останавливаться, идти дальше и потом смотреть на результат с гордостью.
В общем, любите то, что делаете, и не делайте то, что не нравится, потому что это высасывает силы.
И ещё важно упомянуть, что я, Алина и Тимофей жили в одном общежитии — это очень сплотило нас и дало возможность работать вместе в пространстве общаги, приходить друг к другу посреди ночи и обсуждать какие-то идеи. Такой вот непрекращающийся нетворкинг. Поэтому дружите с теми, кто живёт с вами в общаге!
2 октября в Александровском дворце подвели итоги конкурса, организованного Музеем-заповедником «Царское село» совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Перед молодыми дизайнерами стояла задача разработать линейку сувенирной продукции на основе проекта «Цветущий дворец». Первое место заняла Анна Панина — с её дизайном Музей выпустит тираж сувенирной продукции.
Алексей Пузанов — преподаватель профиля «Коммуникационный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, куратор I курса, графический дизайнер, арт-директор, основатель детской дизайн-мастерской «Типомуки». Мы поговорили с ним о ценности дизайна, методах работы и ожиданиях от грядущего учебного года.
Направление обучения
Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.