Фиджитал-выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции»

Кураторы фиджитал-выставки «Природа предмета. Современный дизайн и традиции»: Ирина Батькова, Светлана Попова, Александра Санькова и Элина Туктамишева
Кураторы фиджитал-выставки «Природа предмета. Современный дизайн и традиции»: Ирина Батькова, Светлана Попова, Александра Санькова и Элина Туктамишева

Московский музей дизайна, Государственная Третьяковская галерея совместно с проектом «Трын*Трава. Современный русский стиль», который курируют Элина Туктамишева, Ирина Батькова и Светлана Попова, представляют фиджитал-выставку «Природа предмета. Современный дизайн и традиции», открывшуюся под патронатом Upside Development в пространстве Новой Третьяковки. Александра Санькова — директор Московского музея дизайна, специалист по истории дизайна и одна из четырех кураторов выставки, рассказала искусствоведу и арт-критику Евгении Орловской об этой культурной инициативе.

«”Природа предмета. Современный дизайн и традиции” — это 43 художника, 9 разделов, многообразие техник и материалов — от инсталляции до панно, от стекла до металла. Мы видим природу, слышим ее, чувствуем, ощущаем — все это складывается в сознании в единый образ. Вглядываясь в процесс соприкосновения человека с природой, организаторы проводят параллель между природным миром и пространством выставки, осуществляя тотальное взаимодействие арт-объектов экспозиции с органами чувств зрителей».

Александра Санькова

Подавляющее большинство участников выставки — заслуженные мастера своего дела, отмеченные наградами и признанием как отечественного, так и зарубежного профессионального сообщества. Высокий уровень представленных ими произведений и организация экспозиции в стенах Московского музея дизайна и Государственной Третьяковской галереи предполагает академический уровень осмысления художественных процессов, а само название предлагает два ракурса рассмотрения объектов исследования. Природа предмета в рамках реализации научного подхода апеллирует к формально-стилистическому анализу, изучению формообразовательные механизмов, техники исполнения, колорита, характера стилизации исторического прототипа. Взаимодействие формы и содержания составляет суть произведения, авторскую концепцию, уникальность которой определяется источником вдохновения, составляющим основу творческого поиска. 

Элина Туктамишева — дизайнер, основатель и куратор выставок «Трын*Трава», куратор выставки «Природа предмета», основатель школы «Коды русского стиля», исследователь русской культуры на протяжении ряда лет вдохновляется архитектурой русского деревянного зодчества. Результатом ее собственных изысканий стала коллекция «Лемех», в которую вошли комод и подвесной светильник, на сегодняшний день являющийся неоднократно копируемым и тиражируемым эталонным образцом современного русского стиля. Прототипом рафинированной формы абажуров послужили покрытые лемехом купола деревянных церквей Русского Севера. Их внутреннюю поверхность покрывала ручная роспись по мотивам фресок Собора Василия Блаженного.

«Русский Север — одно из самых загадочных и прекрасных мест в мире. Уникальная, почти мистически красивая природа. Самобытное, вошедшее во все учебники мировой культуры архитектурное и художественное наследие. Русский Север — место силы, служившее постоянным источником вдохновения для художников. Коллекция „Лемех“ вдохновлена деревянной „черепицей“, которой покрывали кровли и купола церквей на Русском Севере (…) Как и их исторические аналоги, „чешуйки“ выполнены из осины, состаренной и тонированной так, чтобы в точности походить по колориту на северные постройки: их необычный оттенок возник после столетий воздействия дождей, ветров и солнца».

Элина Туктамишева

Следующей стала коллекция под названием «Лунницы», в которую вошли модели корпусной мебели, отделанной лемехом и основанной на формах этого славянского оберега и традиционного женского украшения. Разнообразие форм лунниц опиралось на разные фазы луны, символизирующей три возраста женщины и три силы — «Полнолуние», «Новолуние» и «Срединная луна». Несмотря на уникальность замысла и исполнения, комод «Полнолуние», представленный в экспозиции, является одновременно и символом зрелой женщины, матери рода, источником его продолжения, и вполне утилитарным предметом домашнего обихода. Лемех — атом, мельчайшая частица, из который выстраивается мироздание художника, где купол светильника освещает домашнее чаепитие с чудесными чайными парами, продолжающими стилизацию лемеха и встроенными в логическую цепочку развития авторского формотворчества. 

Элина Туктамишева. Комод «Полнолуние»
Элина Туктамишева. Комод «Полнолуние»
Элина Туктамишева. Комод «Полнолуние». Фрагмент
Элина Туктамишева. Комод «Полнолуние». Фрагмент
Элина Туктамишева. Чайная пара «Лемех»
Элина Туктамишева. Чайная пара «Лемех»

Александра Ярмольник, мастер работы со стеклом и зеркалом, на протяжении нескольких лет экспериментирует с таким архитектурным элементом, как наличник, который, в силу своей несомненной узнаваемости и национальной самобытности, часто становится объектом стилизации. О популярности наличников свидетельствует известный портал и множество аналогичных локальных площадок. Мастерство автора заключается в отходе от реалистичного копирования прототипа, смелом решении объединения рамы с обрамляемым пространством единством используемого материала — зеркальным полотном. Сложная композиция и филигранное исполнение порождают совершенно сказочный образ, вибрирующий множеством ассоциаций, где амальгама напоминает и серебро срубов деревянных церквей, отполированных временем, ветрами и морозами, и сталь водной глади ледяных северных вод.

Александра Ярмольник. Зеркало по мотивам старорусских наличников
Александра Ярмольник. Зеркало по мотивам старорусских наличников
Александра Ярмольник. Зеркало по мотивам старорусских наличников. Фрагмент
Александра Ярмольник. Зеркало по мотивам старорусских наличников. Фрагмент
Дарья Василькова (REDA). Зеркало-цветок
Дарья Василькова (REDA). Зеркало-цветок
Дарья Василькова (REDA). Кресло
Дарья Василькова (REDA). Кресло

Вдохновение архитектурностью сменяется упоением живописностью. Дизайн зеркала Дарьи Васильковой, основательницы бренда REDA, напоминает как нарядную роспись ставень и поставцов, так и русское узорочье XVII столетия с его затейливыми формами, обилием декоративных деталей и полихромией. Именно тогда в зажиточных боярских палатах стали появляться многоступенчатые печи с лежанками, отделанные дорогими поливными изразцами. Кресло, где мягкие элементы сочетаются с ножками и спинкой, декорированными плиткой, концептуально напоминает лежанку. Сходство с прототипом усиливает обивочная ткань, похожая на традиционную русскую набойку, которая при ближайшем рассмотрении неожиданно оказывается авторским принтом из коллекции «Синий русский», используемым для керамики, текстиля, декорирования предметов интерьера. Бренд представляет широкий ассортимент авторских изделий от плитки до мебели. Размышления о судьбе сакральных понятий, традиционных промыслов, росписей Гжели в эпоху соцсетей, мессенджеров, мемов, в сочетании с образами поп-культуры, породили две остроумные художественные композиции «Уникальный орган 1» и «Уникальный орган 2», основанные на образах мозга и сердца соответственно. Расположенные в шахматном порядке, они ликвидируют противоречия между мозгом и сердцем, то есть между логикой и интуицией, синтезируя фантастический уникальный орган, который и должен подсказать правильный выбор, в данном случае, выбор изделий от бренда REDA.

Обобщая латинское и греческое происхождение слова «архитектура» можно говорить главном строительстве, жизнетворчестве, реализуемом силой архитектурной мысли, которая вершит стилеобразующий вид искусства. Коллекция ваз-трансформеров из акрилового стекла от Анастасии Коптевой и Александра Браулова посвящена сокровенной красоте архитектуры Русского Севера. Прозрачные, тающие формы олицетворяют образ покинутой деревни, где шедевры деревянного зодчества исчезают под натиском времени, природы и/или цивилизации. Изначальная форма каждого из пяти предметов серии соответствует ключевым архетипам — собору, колокольне или часовне, но экспериментируя с подбором элементов, можно создавать новые объекты. Аналогичный принцип заложен и в концепции арт-объекта «Тотем» Виктории Климань, который состоит из четырех свободно комбинируемых элементов, формально происходящих от базовых архитектурных деталей древнерусского зодчества. Каждый такой предмет, наделенный сакральными смыслами, воплощает модель нашего миропонимания.

Анастасия Коптева и Александр Браулов (52FACTORY). Вазы-трансформеры «Собор»
Анастасия Коптева и Александр Браулов (52FACTORY). Вазы-трансформеры «Собор»
Анастасия Коптева и Александр Браулов (52FACTORY). Вазы-трансформеры «Собор»
Анастасия Коптева и Александр Браулов (52FACTORY). Вазы-трансформеры «Собор»
Виктория Климань. Арт-объект «Тотем»
Виктория Климань. Арт-объект «Тотем»
Светлана Попова. Вазы из серии «Паужна»
Светлана Попова. Вазы из серии «Паужна»
Светлана Попова. Столы из серии «Паужна»
Светлана Попова. Столы из серии «Паужна»
Светлана Попова. Блюдо «Сельница»
Светлана Попова. Блюдо «Сельница»

Архитектура жилища наполняется бытованием людей и вещей. Непритязательные традиционные предметы быта Русского Севера вдохновили Светлану Попову, дизайнера, куратора выставок «Трын*Трава» и «Природа предмета», на создание коллекции журнальных столиков и ваз под названием «Паужна». Это вышедшее из обихода слово, обозначавшее перекус до ужина, состояло из приставки «па-» (неполнота действия) и «ужна», «южа» (юг). Когда солнце стояло в зените, то есть было на юге, крестьяне в поле доставали еду из паужников, плетеных корзин. Выражаясь современным языком, это был древнерусский контейнер для перекуса вне дома, между обедом и ужином. Форма короба с ручкой послужила основой для создания журнального стола со съемным хрустальным подносом. Орнамент на вазах — это вспаханная земля, разделение на «до» и «после», которое строится на сочетании гладкой и граненой поверхностей. Сакральная геометрия, вырезанная вручную хрустальных дел мастерами. Сотрудничество с Гусевским хрустальным заводом им. А. Мальцова, уникальным предприятием, исчисляющим историю производства с середины XVIII столетия, вылилось в производство еще одного уникального предмета под названием «Сельница». Завод продолжает выпуск ваз линейки «Паужна», которые одинаково прекрасны как в прозрачном и графитовом, так и в янтарном, васильковом или лавандовом колорите.

«Солнце, колос, лукошко, созревшая пшеница, застывшая смола, зерно, жернова, дерево, мед — все это напрямую связано и было в моей голове, когда представляла и рисовала новую хрустальную СЕЛЬНИЦУ. Тепло рук и ритм солнечных зерен, сыпавшихся на деревянное корыто, цвета и формы застывшей смолы… Здесь можно бесконечно представлять уютные картинки домашнего быта».

Светлана Попова

Развивая свое представление об уютном русском доме, Светлана создала текстильную коллекцию «Южика», а трапезу можно дополнить посудой от Екатерины Бочавар и «Самоваром Антигаджетом» от Юлии Корицы. Художественный текстиль составлял неотъемлемую часть русского быта, а кружева — неотъемлемую часть его украшения. Кружевная фабрика «Северные Узоры» на протяжении многих лет пробует новые способы интегрирования кружева в современный интерьер, в их ассортименте есть и мебель, и торшеры, и разнообразные панно со стилизованными чертополохом, одуванчиком, васильком. В экспозиции представлена новая виртуозная работа «Под северным солнцем», посвященная традиционным гуляниям на Масленицу и исполненная в классической технике кружевоплетения. 

НХП Фабрика Северные узоры». Кружевное панно «Под северным солнцем». Фрагмент
НХП Фабрика Северные узоры». Кружевное панно «Под северным солнцем». Фрагмент
НХП Фабрика Северные узоры». Кружевное панно «Под северным солнцем». Внизу – Александр Ермолаев, Юрий Кузнецов, Константин Шулика (Мастерская ТАФ). Серия «Ироничная мебель»
НХП Фабрика Северные узоры». Кружевное панно «Под северным солнцем». Внизу – Александр Ермолаев, Юрий Кузнецов, Константин Шулика (Мастерская ТАФ). Серия «Ироничная мебель»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Вежа»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Вежа»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Комонь»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Комонь»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Жило»
Дмитрий Рытяев. Тотем «Жило»

Совершенно иное осмысление русского быта предлагает Дмитрий Рытяев. Любовь к архаике, к искусству прошлых культур и цивилизаций, к народному искусству и в итоге к коренной культуре народов России, особенно русского Севера, позволила ему сформулировать собственную творческую задачу — создание сжатых по форме, но внутренне богатых образов, в своей сдержанности и условности развивающих эстетическую сторону человека. Среди его произведений есть столы из ступ, стулья из прялок, наконец, деревянные объекты «Вежа» и «Жило» от старославянских понятий «башня» и «обитаемое место», «жилище» соответственно. Масштабные вертикальные композиции состоят из повторяющихся элементов, конструктивно напоминающих ярославские и костромские прорезные швейки — прототипы современных пялец, которые имеют самодостаточное функциональное значение табурета или пьедестала.

Аналогичный проект под названием «Доминанта» в 2023 году принес Дмитрию диплом победителя конкурса «Деревянный код России». Звучное название выбиралось осмысленно, каждый из таких объектов претендует на доминанту, стилеобразующий элемент в интерьере. Создавая уменьшенную копию, мастер оставляет за человеком право выбора масштаба привнесения национальной самобытности в свое пространство. Еще одним вариантом такой конструкции является тотем «Комонь» от старославянского «конь». Настоящий каменный жернов XIX века, использованный в качественной навершия, придает композиции антропоморфность, напоминая языческого идола дохристианской Руси.

Жернов — многозначный образ, ассоциирующийся с урожаем, вознагражденным трудом, продолжением жизни, перемалывающей в своих жерновах непослушных. Круглая форма, наполненная глубоким смыслом, неизбежно уподобляет его солярному символу, как и концепт-панно «Солнце», выполненное предметными дизайнерами Екатериной Аксёновой-Чаленко и Олегом Аксёновым в технике литья и инспирированное космогоническими представлениями древних славян. «Бог солнца у славян имеет четыре лица или четыре ипостаси, соответствующие временам года. Солнце каждого сезона олицетворяет отдельный бог. Каждый имеет свой характер и конкретный образ: зима Хорс; весна — Ярило; лето — Даждьбог; осень — Сварог. Древние с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования и празднования. В оберегах часто используется изображение лучей солнца, одно из самых мощных изображений светила — это замкнутость лучей в единый круг, который олицетворяет непрерывность и цикличность жизни бытия».

Обращение к фольклору, оформление в виде металлической сетки, напоминающей кольчугу русских воинов, позволило автором создать ультрасовременный предмет, одновременно оказавшийся носителем исторической памяти. Коллекция светильников Маргариты Казариной и Ивана Ходырева с остроумным названием «Укокошники» тоже обращается к архаичным образам, на этот раз это Баба-Яга и Кощей Бессмертный, мужское и женское начало, единство противоположностей. Смелый подход авторов к интерпретации традиционных головных уборов, реализованный сочетанием металла с переработанной бумагой, напоминает новаторские поиски таких мастеров русского авангарда, как В.В. Хлебников и М.Ф. Ларионов, черпавших свое вдохновение в народном искусстве.

Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, Москва. Концепт-панно «Солнце». Фрагмент
Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, Москва. Концепт-панно «Солнце». Фрагмент
Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, Москва. Концепт-панно «Солнце». Внизу – Екатерина Яковлева. Скульптуры «Заморский зверь и «Тигр»
Екатерина Аксёнова-Чаленко и Олег Аксёнов, Москва. Концепт-панно «Солнце». Внизу – Екатерина Яковлева. Скульптуры «Заморский зверь и «Тигр»
Маргарита Казарина и Иван Ходырев, Москва. «Укокошники»
Маргарита Казарина и Иван Ходырев, Москва. «Укокошники»

Суровый русский климат с коротким световым днем, а в некоторых регионах и с полным его отсутствием, на генетическом уровне заложил в нас связь источника освещения с домашним теплом, уютом и доверительным общением. Ольга Миккова, талантливый и универсальный мастер, на протяжении нескольких лет формировала коллекцию «Буквицы». Стилизованная русская каллиграфия оформляла предметы мебели и интерьера, составив основание настольной лампы. Благодаря творческому союзу с Александрой Островской, экспериментирующей с декоративными и пластическими возможностями текстиля, идея единичного произведения переросла в создание коллекции светильников под названием «Р / Рцы», буквы, означавшей «скажи, говори, реки». Множество метафор — «потерять нить разговора», «проходит красной нитью через все повествование», «клубок противоречий» — представляют человеческое общение как хоть и тонкую духовную, но все же материю. Диалог двух художественных методов, переплетение вязи и нитей складываются в рассказ про то, как полотно тканое становится полотном текста, или покровом, сплетенным из керамических узлов Софии Венцислицкой. 

Александра Островская и Ольга Миккова. Коллекция светильников «Р / Рцы». Торшер «Долгий разговор», светильники «Земля Жизнь» и «Аз Есмь»
Александра Островская и Ольга Миккова. Коллекция светильников «Р / Рцы». Торшер «Долгий разговор», светильники «Земля Жизнь» и «Аз Есмь»
Александра Островская и Ольга Миккова, Коллекция светильников «Р / Рцы». Фрагмент
Александра Островская и Ольга Миккова, Коллекция светильников «Р / Рцы». Фрагмент
София Венцислицкая. Ваза «Покров»
София Венцислицкая. Ваза «Покров»
Анастасия Дубач, Олег Миронов и Мария Оськина. Светильник «Очи»
Анастасия Дубач, Олег Миронов и Мария Оськина. Светильник «Очи»
Анастасия Дубач, Олег Миронов и Мария Оськина. Светильник
Анастасия Дубач, Олег Миронов и Мария Оськина. Светильник

Вербализация авторского замысла, связь слова и смысла, формы и содержание легла в основу концепции светильника «Очи» работы Анастасия Дубач, Олега Миронова и Марии Оськиной, исследующих феномен дуализма плача в русской культуре. Слезы выражают как радость, так и печаль, помогая душе освободиться от тяжести переполняющих эмоций. Основанием светильника является светящийся круг, над которым нависает абажур, напоминающий платок, чтобы утирать прозрачные стеклянные слезы.

Этими очами человечество неустанно взирало на небеса в поисках защиты и упования, отдавая особую дань уважения крылатым существам — Серафимам и Девам-птицам, Сиринам и Алконостам. Разнообразие этих художественных образов, включающее гениальные творения В.М. Васнецова и М.А. Врубеля, сформировало богатейшую иконографическую энциклопедию, но, несмотря на этот факт, в XXI веке появилось новое прочтение, смело реализованное Ириной Батьковой, дизайнером, художником, куратором выставок «Трын*Трава» и «Природа предмета», основателем российского премиального шелкового бренда «Птица Сирин». Серафимы в иудейской и христианской традиции — высший ангельский чин, ангелы, стоящие вокруг Бога, носители божественного огня, сжигающего и очищающего. Древнееврейское «шараф» имеет несколько значений: пылающий, испепеляющий, огненный, змееподобная молния, дракон, воздушный змей. Эта история происхождения сущности отражена в панно Ирины Батьковой «Серафимы, ангелы бесконечности», где антропоморфный образ превращается в комету с раскинувшимися огненными хвостами. Дева-птица — один из любимых персонажей славянских легенд, песен и преданий. Сирины и алконосты, изображенные на гобелене Ирины — это обновленная ипостась знакомых образов, и хотя они сильно отличаются от своих архаичных предков, но по-прежнему живут на ветвях Мирового дерева в Ирии, сказочном раю, там, где среди волшебных деревьев растет и яблоня с молодильными яблоками.

«Наше культурное наследие уникально и многообразно, культурные слои представляют богатую почву для творчества, поиска и открытий. Создавая, я думаю о необычных решениях, наполненности смыслом. Хочу рассказывать о нашей истории, о нашей богатой и уникальной культуре языком чувственным, эмоциональным, современным. Я уверена, „русский стиль“ — понятие вневременное, а наше культурное наследие — одно из самых обширных, многогранных и интереснейших наследий мира».

Ирина Батькова

Вне времени существует и Трехликая богиня, древний дохристианский образ, всевидящий и всезнающий. Четыре Библейские реки Эдемского сада, Фисон, Гихон, Тигр и Евфрат, река Стикс в древнегреческой мифологии, священные воды реки Ганг в Индии и Хуанхэ в Китае представляют собой разные варианты сакрализации стихии воды, тогда как Ирина создает свою. Найденное ею художественное воплощение образа превратилось в персонификацию реки Волги. Вольга, Волга, Итиль, Идел, Юл — разные племена разных эпох давали реке свое имя. Древнейшее из них Ра — самое древнее название Волги, родственное ведическому названию мифической реки Раса. Корень «ра» сохранился во многих словах русского языка: радуга, радость, пращур. «ВолгаРа» — авторское название творческой концепции, объединившее прошлое и настоящее. Начавшись с пары тотемов, сегодняшняя коллекция не только включает консольный и журнальный столики, но и пополняется новыми разработками, впервые представленными в экспозиции. Серия зеркал «Метеориты» предлагает новое прочтение образа Трехликой богини, пронзающей Вселенную и обрушивающейся на Землю каменным дождем, дарующим воду.

Ирина Батькова («Птица Сирин»). Панно «Серафимы, ангелы бесконечности»
Ирина Батькова («Птица Сирин»). Панно «Серафимы, ангелы бесконечности»
Ирина Батькова («Птица Сирин»). Гобеленовая ткань «Сирин и Алконост»
Ирина Батькова («Птица Сирин»). Гобеленовая ткань «Сирин и Алконост»
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции «ВолгаРа». Фрагмент
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции «ВолгаРа». Фрагмент
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции «ВолгаРа». Фрагмент
Ирина Батькова. Зеркала из коллекции «ВолгаРа». Фрагмент

«Эта выставка по-новому раскроет для зрителя само понятие предметного дизайна, который помимо эстетической и утилитарной функции, все чаще становится предметом глубокой рефлексии. Экспозиция построена как путь через девять разделов: „Начало времен“, „Солнце как источник жизни“, „Ткачество“, „Народная смекалка в общении с миром“, „Мифология“, „Религии в искусстве“, „Народный быт как источник вдохновения“, „Передача знаний“, „Сохраняя традиции“».

Александра Санькова

Взаимодействие современного дизайна и традиции предлагает второй ракурс рассмотрения экспозиции. Если традиционный быт является источником вдохновения, то современный интерьер — объектом художественного осмысления. Практическая задача русского стиля — интеграция в повседневность. Все представленные экспонаты выполняют задачу организации предметно-пространственной среды. Компоновка произведений в разделах формирует широкий диапазон векторов их вхождения в личное пространство. Кому-то близка ироничность и гротеск, кому-то — глубина христианской и/или языческой символики, кому-то — традиционализм народного быта. Разнообразие сочетаний является следствием творческого универсализма большинства авторов, распространяющих творческий замысел на разные предметы интерьера, создающих иконографическое и формальное единство широкого репертуара произведений, от мебели до арт-объектов. Это обеспечивает практическую реализацию большого монументально-декоративного синтеза в комплексных девелоперских проектах, малого декоративно-прикладного на уровне камерного частного заказа и создание высокохудожественного эклектизма, непрерывной и устойчивой интерьерной тенденции эпохи романтизма, характеризующей лучшие современных интерьеры России, Западной Европы, Америки и Китая. 

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Вне зависимости от выбора, каждый экспонат означает соприкосновение с традицией — основой вечного порядка. Именно это словосочетание выражает совокупное значение колористического оформления выставки, для которого был выбран глубокий черный оттенок «Космос» архитектурной палитры Aeterna компании Manders. Его автор, архитектор Николай Лызлов, считает, что черный — «это даже не цвет. Это отношение, позиционирование и способ мировосприятия. Черный может быть безгранично глубоким. Цвет вечности и бесконечности с начала времен». В этом году на выставке MosBuild компания представила капсульную эстетскую палитру фирмы William Yeoward из 18 нейтральных и естественных светлых оттенков под названием «The Russian Edit», что в переводе означает «Русское издание». Названия цветов авторы связывали с наиболее характерными и общеизвестными русскими реалиями, от знаменитых рек, озер, гор и зданий до известных поэтов, писателей, композиторов, балерин, не забыв про сложный оттенок черной икры. Развивая логику устройства мироздания, выставку открывает динамическая видеоинсталляция «3х9» цифрового художника Сергея Паршакова, посвященная переплетению физического и виртуального, представленного как киберприрода Вселенной. Киберпространство наделяет функции знакомых нам растений новыми возможностями, объединяя народные верования с цифровыми технологиями: первоцвет возвещает конец зимы и сканирует пространство лепестками-датчиками, а чертополох защищает от нечисти и блокирует нежелательные сигналы, рекламу и спам. Художник создает пространственно-временной контрапункт земной и виртуальной реальности, одновременно исполненной мистики и науки.

Будущее рядом, и инсталляция Анны Полани открывает дверь в параллельный мир, где распускаются заросли чертополоха, той самой магической трын-травы, скрывая от нас лешего или кикимору... Но только временно! Открытие экспозиции стало подходящим поводом для запуска конкурса цифрового искусства «Час цифры», созданного Олегом Мироновым и Марией Оськиной, которые по совместительству являются кураторами цифрового контента выставки «Природа предмета». Участники смогут представить свои работы в пяти номинациях: «IT science-art и новые грани реальности», «Вселенная киборгов», «Гopoдa будущего», «Авaтap», «Наследие в цифре». Фестиваль, который станет площадкой для молодых художников, организуют Агентство инноваций Москвы и Sas Metagalery.

Сергей Паршаков. Динамическая видеоинсталляция «3х9»
Сергей Паршаков. Динамическая видеоинсталляция «3х9»
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Взаимодействие современного дизайна и традиций состоялось в эстетском подходе к оформлению экспозиции. Фирменный стиль выставки, разработанный Ириной Батьковой, продолжает лучшие традиции Серебряного века, знаменитого эталонными выставочными проектами С.П. Дягилева и объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и Париже, а также Н.П. Рябушинского с его Салонами «Золотого руна» в Москве. Каждая экспозиция превращалась в ключевое событие своего времени, говоря современным языком, пойманный организаторами вайб подхватывали инфлюенсеры и трендсеттеры всех сословий — буржуа, аристократы и творческая интеллигенция, за которыми следовали тысячи последователей-фолловеров по всему миру, распространяя русскую культуру далеко за пределы Российской империи. Залы украшали цветами, пространство пронизывала живая музыка и тонкие ароматы. Специально для фиджитал-выставки в Музее дизайна российский нишевый парфюмерный бренд By Kaori разработал аромат, состоящий из густого звучания зеленой листвы, сухого аромата стогов сена, мягкой от солнца кожи и свежескошенной травы, пробуждая воспоминания о летних просторах. 

Рубеж XIX и XX столетий обозначил расцвет многообразия тенденций внутри русского стиля, варьировавшихся от собственно традиционных народных кустарных промыслов до неорусского стиля, воплощаемого профессиональными художниками в Абрамцево и Талашкино, и авангардно-русского стиля Русских сезонов в исполнении Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Начало XXI столетия — время формирования музейного пласта, который не только обозначит преемственность традиции и художественного уровня братьев Васнецовых, Врубеля, Билибина, Малютина, Головина, Рериха и многих других выдающихся мастеров, но и утвердит выход из замкнутого круга экспортной сувенирной продукции Советского Союза, исполнявшейся по ГОСТу. Зато богатейшее наследие советской музыкальной культуры предоставляет широкий выбор, волшебные песни «Русское поле» Яна Френкеля на стихи Инны Гофф, «Течет река Волга» Марка Фрадкина на стихи Льва Ошанина и многие другие могли бы стать прекрасным звуковым сопровождением экспозиции.

Наше тысячелетнее наследие, история и культура предоставляют новому поколению мастеров бесконечное разнообразие концептов, как древние архетипы, так и их многочисленные интерпретации разных столетий. Миссия Музея дизайна — обобщить лучшие современные наработки и представить их общественности как комплексное явление. Уникальная фиджитал-выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции» станет важным этапом осмысления пройденного за последние годы пути и источником вдохновения для новых творческих откровений.

ПРИРОДА ПРЕДМЕТА. СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН И ТРАДИЦИИ

02.07.2024 — 30.09.2024

Место проведения: Новая Третьяковка, Западное крыло, Зал 5

Все подробности образовательной программы, осуществляемой в партнерстве с НИУ ВШЭ, и расписание экскурсий можно узнать на официальном сайте Московского музея дизайна. 

Все иллюстративные материалы, подробности о произведениях и об их авторах можно узнать на официальном сайте «Трын*Трава. Современный русский стиль».

Фотограф: Андрей Сорокин

name

Евгения Орловская

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Кандидат искусствоведения, декоратор, преподаватель Школы Дизайна Интерьера «Детали».

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.