Интервью с новым куратором Школы дизайна НИУ ВШЭ Фёдором Аброськиным

Дизайнер Фёдор Аброськин присоединился к команде петербургского кампуса Школы дизайна НИУ ВШЭ осенью 2023 года и стал куратором IV курса бакалавриата профиля «Коммуникационный дизайн». В этом интервью поговорили с Фёдором о пути в профессию, обучении у Леонида Славина, создании собственной словолитни и новом этапе — преподавании в Школе дизайна.

Куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Шрифтовой и графический дизайнер. Основатель словолитни fedor abroskin typefaces. Специализируется на айдентике. Учился у Леонида Славина, Димы Барбанеля, Влада Ермолаева. Работал в Яндексе, Парке Горького, Ginzburg Architects, Red Keds, Depot WPF.

Каким образом твои дороги привели тебя к дизайну? Хотел ли ты этого и как тебе это удалось?

В 18 лет я не представлял, кем хочу быть и где работать. Папа посоветовал мне идти учиться в финансовую сферу: там все было предсказуемо и стабильно. Я начал работать на IV курсе экономического факультета, у меня неплохо получалось считать чужие зарплаты. А на самом деле мне хотелось чего-то творческого, и я увлекся фотографией. После защиты диплома я уволился и решил, что буду фотографом. Пару раз снимал мероприятия, а затем устроился в магазин необычных подарков, где рядом со мной оказались самые разные дизайнеры: кто-то делал одежду, кто-то занимался сваркой металла. Были и графические дизайнеры. Я стал подсматривать за их работой, и меня увлекла типографика, — так я стал пробовать что-то сверстать.

Айдентика бренда Santek

Какими были твои первые работы? Плакаты, афиши?

Это были... салфетки. И это были салфетки с тостами. Я даже ездил на производство в Зеленограде, в Москве (я же вообще москвич, всю жизнь в Москве прожил), где на гигантских рулонах печатаются салфетки, — было так интересно! Потом стали возникать какие-то текстильные изделия. Через пару лет я захотел двигаться дальше, сменил работу и ушел в типографию, где верстал визитки, буклеты. Руководители типографии очень поддерживали меня, старались чему-то научить, показать референсы, посоветовать книги, вдохновить. Мне вообще всегда везло с людьми — я попадал ровно туда, куда мне нужно было.

Как ты пришел к тому, чтобы учиться дизайну?

После типографии я работал у друзей: в основном делал упаковку, постепенно расширял портфолио. Через пару лет понял, что уперся в потолок. Мне хотелось расти дальше, но я осознавал, что пока что меня не возьмут работать в агентство или студию, для которой дизайн — это основной продукт. Развиваться дальше без образования было невозможно, и я пошел в Британку.

Как твои родители отреагировали на то, что ты ушел из финансовой сферы и занялся дизайном?

Мама всегда поддерживала любые мои фантазии. Папа поначалу был расстроен, что я не последовал его совету, и не понимал, чем я занимаюсь. Тем не менее, для меня это тоже был важный этап — сделать по-своему, идти за тем, что мне интересно. В какой-то момент родители увидели, что мне это нравится и что я могу самостоятельно зарабатывать на жизнь, жить отдельно, обеспечивать себя и семью. Я был счастлив, и для них это было самое главное.

Были ли у тебя поворотные моменты во время обучения или всё целиком было сплошным открытием?

Каждый семестр в течение всей двухлетней программы Славина был открытием. Мне очень повезло, что я попал именно к Леониду. Это же был курс для продвинутых, а я, хоть и работал дизайнером, имел мало опыта и скилов. Все два года я страшно мучился — мне казалось, что у меня ничего не получается, а у других все супер. Тем не менее, я шел дальше: было сложно, но мне нравилось.

Расскажи о своем дипломном проекте

Для дипломного проекта я обратился к друзьям, которые занимались сдачей авторских студий в центре Москвы в краткосрочную аренду. У каждой студии была своя концепция интерьера, и они сами делали для них авторскую мебель. Например, были студии с отсылками к Малевичу, дому Мельникова, в стиле Баухауз. Ребята решили отдельно развивать направление мебели с возможностью изготовления на заказ. Для этого им понадобился брендинг, и я делал для них бренд-платформу, логотип, плакаты, концепцию сайта и прочие носители. В итоге я получил «отлично» и выпустился с красным дипломом.

Super Launch. Спецпроект Яндекс Музыки

Где тебе удалось поработать после обучения?

Я был готов к настоящей работе гораздо больше, чем до обучения. Еще за неделю до диплома я сходил на собеседование и к моменту защиты уже знал, что меня берут в Depot WPF (сейчас агентство называется Depot — прим.ред.), а на защиту ко мне пришли мои будущие коллеги. На тот момент это было самое желанное, самое награждаемое и недоступное агентство для всех дизайнеров, которые хотели попасть в найм. Они редко постили вакансии и всегда могли выбрать из очереди тех, кто хотел к ним попасть. Вот так мне повезло.

После Depot я ненадолго попал в SmartHeart. Они специализировались на недвижке и тяготели к чистому минималистичному дизайну. Затем перешел в RedKeds, в команду брендинга к очень крутому арт-директору Андрею Абрамову. Мы познакомились с Андреем, когда он приходил к нам на первый просмотр. Работа в паре с ним очень сильно повлияла на меня, я многому у него научился. Потом я стал присматриваться к тому, что делает Дима Барбанель (дизайнер, арт-директор, руководитель «Мастерской», образовательного проекта для дизайнеров Campus, в прошлом арт-директор Esquire, Citizen K, «Секрет Фирмы» — прим.ред.), несколько раз ездил к нему в Campus на обучение. После RedKeds я поработал в Парке Горького и сотрудничал с московской библиотекой. А потом пришел в Яндекс, где работаю последние три года.

У тебя есть словолитня. Расскажи, что это такое?

«Словолитня» — довольно забавное слово, потому что никто уже давно не льет шрифты. Это термин из времени, когда шрифты отливали в металле и они носили физический характер. Мне просто нравится это слово! Сейчас, наверное, чаще говорят — type foundry. Я делаю шрифты, у меня всегда была любовь к буквам. В RedKeds Андрей познакомил меня с Вовой Коломейцевым, который стал меня консультировать, и через какое-то время я выпустил свой первый шрифт у него на платформе. Потом я решил создать свою словолитню, открыл сайт весной 2023 года. Сейчас в продаже два шрифта, и еще два находятся в процессе разработки.

Rene. Шрифт
Rene. Шрифт

Как ты пришел к преподаванию? Был ли у тебя опыт до Вышки?

Я всегда хотел преподавать. В начале карьеры у меня были попытки проводить лекции. Почему-то, чем меньше у тебя опыта, тем больше уверенности в том, что ты все знаешь и готов научить других. Потом я посмотрел правде в глаза и решил отложить преподавание до поры до времени. Однажды меня позвали в Bang Bang Education на запись лекции, рассказать про типографику. Там Настя Петяхина, которая тоже была приглашенным экспертом, сказала, что Вышка очень заинтересована в крутых специалистах в качестве преподов, но мне все еще казалось, что я не готов. В итоге, Настя дала мой контакт Мите Харшаку, который сам мне написал. Я сходил на собеседование и остался преподавать.

Я чувствую свою полезность, когда студенты приходят с целой горой идей и делятся ими. А я могу помочь им разобраться, структурировать эти идеи, навести порядок в их мыслях, с нуля придумать позиционирование их брендов, определиться с образом книги и подобрать релевантные выразительные средства.

Как ты себя чувствуешь в качестве куратора? Как тебе система, выстроенная в Школе дизайна на программе «Коммуникационный дизайн»?

Я вообще люблю структуру. Тут есть методички, прописан план работы, и это помогает. При этом свободы довольно много — можно самостоятельно решать, чем заняться со студентами: проводить лекцию, консультацию или воркшоп. Я веду занятия у дипломников. Фактически, это уже готовые дизайнеры, которые многое умеют и сами могут мне что-то рассказать. Например, как правильно делать визуальное исследование. Я воспринимаю их как коллег, а преподавание — как арт-дирекшн команды из 15-20 дизайнеров, которым я могу быть чем-то полезен как более опытный коллега. Моя задача — включиться, погрузиться и по-честному помочь каждому выжать из проекта максимум.

Что ты можешь предложить каждому со стороны своего опыта?

Я чувствую свою полезность, когда студенты приходят с целой горой идей и делятся ими. А я могу помочь им разобраться, структурировать эти идеи, навести порядок в их мыслях, с нуля придумать позиционирование их брендов, определиться с образом книги и подобрать релевантные выразительные средства. Короче, это такой двусторонний обмен идеями, со-творчество.

Как считаешь, у твоих студентов большой потенциал?

Абсолютно! Я сторонник мнения, что потенциал есть у каждого. Важен каждый студент и его собственное видение. Они все очень разные, творческие, одаренные и готовые делать что-то свое. Главное — разглядеть то, что важно и интересно именно им, и помочь развить их задумки.

Расскажи, как прошел твой первый осенний кураторский просмотр в Школе дизайна?

На первом просмотре четвертый курс презентует темы своих дипломных проектов, визуальных исследований и подробный план работы над ними. Все прошло хорошо, я рад результатами ребят. В начале модуля у них были только названия тем, а к просмотру сформировались полноценные бренд-платформы и понимание дальнейших этапов работы над проектами.

Каким тебе видится будущее дизайна? Будут востребованы дизайнеры в связи с ростом популярности и обучаемости нейросетей?

Это интересные и сложные вопросы, которые я сам себе периодически задаю. Иногда кажется, что технологии развиваются слишком быстро, а я не успеваю погружаться в тренды и осваивать их. С другой стороны, может и не обязательно тут же бросаться их изучать. Я, наверное, больше верю в какие-то фундаментальные основы, а для меня — это смыслы, которые мы закладываем, композиция, ритм, характер графики. Дизайн — это ведь коммуникация, и тут важно, что мы хотим сказать. А как этого достичь — уже другой вопрос. Нейросети — просто еще один инструмент, не самоцель. Такой же инструмент, каким когда-то стал появившийся настольный компьютер и первые графические редакторы. По-настоящему думать и заменить человека машина не сможет, но сможет упростить рутину, сэкономить время, предложить пространство решений. А что с этим всем делать, решать нам. Профессия будет меняться, и это нормально, но совсем без работы дизайнер не останется.

14 декабря, 19:00 приглашаем вас на День открытых дверей программ дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Адрес: ул. Промышленная, 17, Школа дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Читайте также

Студенты Школы дизайна создали плакаты для Большого театра

В рамках проектной работы в Лаборатории плаката студенты сделали для Большого 8 плакатов, которые будут опубликованы в театральном журнале. А Анастасия Ковалёва, студентка III курса профиля «Коммуникационный дизайн», создала плакат, ставший основой рекламной кампании спектакля «Паяцы».

Шестой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

Шестой сезон объявляем открытым! До 21 января 2024 года отправляйте свои работы в номинации: «Айдентика», «Предметный дизайн», «Иллюстрация и комикс», «Игровая графика» и «Саунд».

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает уникальную для Санкт-Петербурга возможность получить актуальное дизайн-образование.

Обучение построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. За время учёбы студенты осваивают язык дизайна, пробуют себя в реальной проектной работе и в результате формируют полноценное портфолио, позволяющее им быстро найти себя в профессиональной среде.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.