Приключения одной вазы на фоне трех революций

Джованни Баттиста Пиранези, «Римские древности»
Джованни Баттиста Пиранези, «Римские древности»

Екатерина Забило рассказывает как одна ваза в трех своих воплощениях стала прекрасной иллюстрацией технических революций, которые пережило человечество на протяжении своей истории: от шедевра декоративно-прикладного искусства, через объект промышленного производства, к 3D-модели, задающей онтологический вопрос.

Примерно в 8 тысячелетии до нашей эры человечество устроило первую техническую революцию. Обычно ее называют Неолитической — тогда наши предки перешли от собирательства к производящему хозяйству. С этого времени активно развивались земледелие, ремесла и торговля, что в итоге привело к появлению первых цивилизаций, оставивших нам в наследство прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства.

Например, Античность, от нее дошло огромное количество артефактов невероятного уровня исполнения. Целый пласт материальной культуры, который может много рассказать о жизни и способе мировосприятия людей той эпохи. Кроме того, античное искусство стало недосягаемым идеалом эстетики и гармонии пропорций для европейской культуры. Существует одна ваза, чья судьба и перевоплощения являются прекрасной иллюстрацией общего развития человеческой цивилизации и способов производства материальных благ.

Портлендская ваза. Римский оригинал 1-25 гг. н.э. Место хранения — Британский музей

Знакомьтесь — Портлендская ваза. Относительно небольшой (24,5 см в высоту, максимальный диаметр — 17,7 см) стеклянный сосуд, который сейчас хранится в Британском музее. Считается, что эта амфора была изготовлена в Риме примерно в 1–25 гг н. э. На полупрозрачном темно-кобальтовом теле вазы — тонкий резной рельеф из белого, почти непрозрачного стекла. Специалисты долго выясняли технологию ее производства: была ли она изначально выдута двух- или трехслойной, и сколько потом слоев срезали, чтобы получить невысокий белый рельеф. В 1854 году ваза была случайно (по одной из версий — специально) разбита, но даже по осколкам точно выяснить способ ее изготовления тогда не удалось. Затем вазу неоднократно реставрировали, тщательно соединяя все 200+ осколков. Титанический труд! Сейчас, учитывая последние исследования похожих изделий в томографе, выдвигается версия, что измельченное белое стекло было сперва уложено в специальную форму, а потом внутрь был помещен расплавленный пузырь синего стекла и прижат к стенкам, спекшись с белой массой. После чего художник вырезал из белого внешнего стекла нужный рельеф.

Портлендская ваза. Фрагменты
Портлендская ваза. Фрагменты

Римское искусство, начиная с I в до н. э. славилось искусной резьбой по стеклу. Эта техника напоминала знаменитые каменные камеи, но изделия из стекла были гораздо более хрупкими, а поэтому до наших дней их дошло не так много (около 15 целых изделий и около 200 осколков). Портлендская ваза — одна из этих редкостей. Ее нашли в XVI в. в гробнице Монте-дель-Грано, недалеко от стены Сервия Туллия в Риме. Она сменила несколько владельцев, прежде чем в конце XVII в. попасть в Англию, став собственностью герцогов Портлендских и получить свое нынешнее название.

Примеры резьбы по стеклу I в н.э. Римская империя

Кувшин. Британский музей
Кувшин. Британский музей
Камея. Британский музей
Камея. Британский музей
Амфора. Археологический музей Неаполя
Амфора. Археологический музей Неаполя
Скифос. Музей Гетти
Скифос. Музей Гетти

Во второй половине XVIII века в Англии широкое распространение получил стиль Неоклассицизм, спрос на античные предметы интерьера был огромным. А с 1740-х годов в стране началась Промышленная революция и выпуск товаров массового производства. Эти два обстоятельства сделали Портлендскую вазу объектом пристального внимания одного английского промышленника. Впервые ее увидел художник Джон Флаксман, который в то время сотрудничал с Джозайей Веджвудом (1730-1795), владельцем фабрики «Этрурия» — передовым для своего времени производством керамики в графстве Стаффордшир, Англия. Флаксман выполнял для Веджвуда рисунки изделий в духе Неоклассицизма, по которым на фабрике затем выпускалась посуда и предметы интерьера.

Керамика завода «Этрурия»

Ваза с Пегасом. 1790

Кувшин посвящение Нептуну. Около. 1840 (изготовлено), 1776 (смоделировано)

Ваза с крышкой. Изготовлена в 1870 по дизайну Джона Флаксмана

Портлендская ваза оказалась отличным эталоном для копирования. Начиная с 1770-х годов Веджвуд ставил многочисленные эксперименты, конечным итогом которых стало изобретение уникального материала — «яшмового» фарфора или джаспера (от англ. — jasperware). Именно из этого сорта неглазурованной керамики Веджвуд решил сделать копию вазы. Он смог одолжить у герцога Портлендского оригинал на 12 месяцев для внимательного изучения декора и формы. В процессе он продолжал эксперименты с джаспером, чтобы сделать массу более стабильной при обжиге. При этом копирование превратилось для Веджвуда в настоящую обсессию. Особенно сложно было добиться эффекта теней на рельефе, который давала полупрозрачность стеклянной массы, и что было крайне сложно повторить, используя фарфор.

В итоге, в 1790 году, после четырех лет упорной работы, Веджвуд был готов представить свою копию публике. Всего за следующие 5 лет (до смерти Джозайи Веджвуда) было сделано около 30 копий, каждая стоила 30 гиней, 2 фунта и 10 шиллингов. И хотя продажи были достаточно низкими и не окупили вложенных сил и денег, копия Портлендской вазы стала настоящим символом качества Веджвудской керамики. Надо отметить, что копии вазы продолжали делать на фабрике и после смерти Джозайи, но без должного контроля результат был уже не таким впечатляющим (копия 1840 г.).

Результаты экспериментов Веджвуда в процессе создания вазы
Результаты экспериментов Веджвуда в процессе создания вазы
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта
Копия Портлендской вазы Дж. Веджвуда. 1790 г. Место хранения — Музей Виктории и Альберта

Еще одно свое перевоплощение Портлендская ваза пережила уже после Научно-технической революции, в эпоху 3D-принтеров и станков с ЧПУ. В 2012 году художник Майкл Иден создал свою Пртлндскую вазу (Prtlnd Vase) из нейлона методом выборочного лазерного спекания и с использованием конечного мягкого минерального покрытия. Все гласные из названия исчезли, как и плавные линии самой вазы. Это, по словам автора, намеренное упрощение формы, увиденное через интернет, которое поднимает проблему взаимодействия реального и виртуального. Если у Веджвуда была возможность в течении 12 месяцев рассматривать оригинал и сделать почти точную копию, Майкл изучал римскую вазу исключительно по визуальному материалу, доступному в сети Интернет.

«Интернет — это место, где мы проводим все больше времени. <...> Зачем стоять в очереди в Уффици, когда вы можете прогуляться по пустым галереям, не вставая со своего кресла? Это выдающееся техническое достижение, очень полезный инструмент, но это ненастоящая вещь, вы не чувствуете запаха масляной краски и не можете обойти вокруг скульптуры. Ваза Prtlnd была создана для изучения этих проблем. <...> Она намеренно сделана граненой, а часть оригинального декора отсутствует, потому что я не смог „разглядеть“ его достаточно подробно. Так что, ваза Prtlnd представляет собой следующую главу истории Портлендской вазы, но увиденную через фильтр Интернета. Она была создана для того, чтобы привлечь зрителя и изучить взаимосвязь между реальным и виртуальным».

Prtlnd Vase, Майкл Иден, 2012

Таким образом, мы видим три воплощения Портлендской вазы. Изделие кропотливой работы римского художника декоративно-прикладного искусства, которую, как считают исследователи, он вырезал в течении двух лет. Копию, производимую на фабрике времен Промышленной революции, для создания которой Веджвуд четыре года экспериментировал, добиваясь идеального воплощения. И версию XXI века: упрощенную 3D-форму, смоделированную на компьютере и изготовленную посредством компьютерного производства (при этом сознательно упрощенную) — напечатать такую можно в любом количестве в достаточно короткое время. Наша жизнь относительно древних греков, с одной стороны, стала гораздо проще, а с другой — гораздо сложнее.

name

Екатерина Забило

Преподаватель курса «История промышленного дизайна» для бакалавров и магистров в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Дизайнер, художник, историк искусства. Аспирантка Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ.   

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.