По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
Посольства Северных стран в Москве при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ и журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» представляют онлайн-фестиваль
Nordic Meets Sustainable, посвященный дизайну одежды, образованию в области моды и вопросам устойчивого развития.
Фестиваль стартует 27 апреля конференцией, в работе которой примут участие ведущие эксперты в области устойчивой моды и образования в сфере моды из Финляндии, Норвегии, Дании, Швеции. В центре внимания участников — вызовы современности, которые требуют кардинальной перестройки системы моды, веками ориентировавшейся на изменчивость и новизну, и тотального переосмысления практик производства и стратегий потребления, что невозможно без реформы образования и пересмотра учебных программ в вузах, занимающихся подготовкой дизайнеров одежды.
Во второй половине дня пройдет круглый стол, который соберет вместе практиков и исследователей моды из Северных стран и России, после чего состоится премьера серии коротких видео, специально снятых для фестиваля дизайнерами Тонье Плюр (Норвегия), Ир Йохансдоттир (Исландия), Сиссаль Кристиансен (Фарерские острова) и Сольвейг Сёндергорд (Дания), для которых устойчивость — не дань моде, а осознанный и ответственный выбор.
Продолжение фестиваля ждет вас ранней осенью, когда Посольства Северных стран откроют интерактивную онлайн-выставку устойчивой моды с участием дизайнеров Северных стран. Мы решили разобраться в основных принципах устойчивой моды и представить своего рода путеводитель/разговорник «с северным акцентом», цель которого предоставить путешественникам удобную навигацию в пространстве экологической моды.
Трансляция фестиваля пройдёт на Youtube-канале Школы дизайна. Чтобы получить ссылку на трансляцию, необходимо зарегистрироваться.
Ир Йохансдоттир (Исландия). Fun mending, or How to fire up your closet
Сиссаль Кристиансен (Фарерские острова). Sheep, sweater and Shisa
Тонье Плюр (Норвегия). Do something that matters
Сольвейг Сёндергорд (Дания) Sheworks: combining co-creation, zero-waste and social inclusion
Как образование в сфере моды может способствовать развитию культуры, в которой все действия продиктованы заботой о здоровье и сохранении Земли и всех населяющих ее видов, включая человека? Как образование в сфере моды может подготовить студентов к работе в индустрии моды, больше не руководствующейся логикой экономического развития? В докладе Матильда Там, опираясь на совместный с Кейт Флетчер план практических исследований моды «Логика Земли», расскажет о болезненных точках и возможностях моды, которой движет забота.
В 2020 году, во время первого локдауна, в Датской Королевской академии искусств была разработана новая магистерская программа по направлению «Мода и текстиль», задуманная как ответ на трудности, с которыми столкнулась индустрия, и одновременно шаг к ее дальнейшему развитию. Очень многие образовательные учреждения по всему миру сегодня тоже пересматривают списки литературы, форматы обучения и подачи материала, но нам хотелось создать новую программу исходя именно из датской специфики. Нас волновал вопрос: какой вклад мы, очень маленькая страна со всего шестимиллионным населением, можем внести в адаптацию к нынешним переменам?
В Дании с ее системой социального обеспечения, заботой о благополучии граждан и равными возможностями в сфере образования и медицинского обслуживания развиты дизайнерские подходы и методы, основанные на пользовательской эмпатии. В исследовательской практике изучения моды и текстиля эта установка, в частности, выразилась в появлении так называемого «метода гардероба» (Fletcher, Klepp 2017). Еще одно аналогичное направление представлено соучастным дизайном, то есть подходами к разработке дизайна, предполагающими сотрудничество разных сторон: пользователей, предприятий-партнеров, некоммерческих и общественных организаций и других участников процесса.
Эльзе Скьольд расскажет, как эти идеи повлияли на программу, открыв дорогу стратегиям, нацеленным на изменения: установке на многообразие/деколонизацию, тщательному анализу источников и материалов, совместным проектам с представителями индустрии, местными городскими учреждениями и т. д., равно как и возможности создавать новые нарративы, ритуалы, форматы и формы творческого самовыражения в сфере дизайна одежды и тканей в будущем. Программа была открыта в марте 2020 года, а первое поколение выпускников с такой специализацией мы увидим в июне 2022 года.
Когда говорят об устойчивом развитии в модной индустрии, эту проблему обычно рассматривают в очень узком и ограниченном контексте. Очень часто мы думаем в первую очередь о поиске более экологичных материалов для производства одежды или говорим о кратком сроке службы вещей и растущем объеме текстильных отходов. В этом докладе будут затронуты некоторые новые аспекты. Необходимо рассматривать устойчивое развитие на уровне изменения всей системы, в более широкой перспективе. Важно учитывать временные аспекты, подумать, как усовершенствовать дизайн и продлить срок службы предметов одежды, замедлив расход материала. Следует уделить внимание и эстетике моды, поставив под сомнение потребность в новизне. Надо создать новую эстетику, основанную на вневременном дизайне и продлении сроков службы за счет положительных ощущений от материала, починки, ремонта, переработки, изменения дизайна. Культура моды остро нуждается в изменениях, в результате которых на смену одноразовым вещам придут вещи, поддающиеся ремонту, а для этого нужен не только новый дизайнерский подход, но и сдвиг в культуре потребления. Требуется, чтобы утвердилось представление о совместимости системы моды с принципами устойчивого развития.
В 2018 году в Школе дизайна города Колдинга в Дании открылась магистерская программа «Дизайн для планеты», посвященная дизайну в контексте устойчивого развития. Программа была разработана как ответ на экологический кризис на планете, потребность датского общества в более «зеленых» практиках и общее стремление заинтересованных сторон как в Дании, так и за пределами, пересмотреть шкалу ценностей.
Новая магистерская программа («Планета, люди, игра») с точки зрения школы олицетворяет кардинальную смену парадигмы в обучении дизайну: с традиционных дизайнерских дисциплин акцент смещается на требующие дополнительных знаний области дизайна, где дизайнерские навыки позволяют студентам менять международную, междисциплинарную, общую образовательную среду. Первая часть доклада посвящена структуре курса и ключевым подходам, представленным в его модулях. Это позволит лучше понять идеи, как именно студенты, изучающие дизайн, смогут в рамках программы развивать (и отстаивать) свои стратегии, пробовать себя в профессиональной и общественной деятельности как в течение двух лет, отведенных на изучение этой программы, так и в дальнейшем.
Цель доклада — вовлечь аудиторию в дискуссию о том, каким может быть дизайн одежды, когда за ним стоит не только потребление, но и понимание его как одного из средств на пути к всеобщему благу, а кроме того, задуматься о возможных проблемах, сопряженных с радикальными изменениями в обучении дизайну и появлением новых дизайнерских парадигм. Наконец, это попытка задаться вопросом, какие новые формы заработка могут появиться в сфере дизайна, ведь дизайнеры все чаще работают сами на себя.
На протяжении многих десятилетий починка и шитье одежды оставались неотъемлемой частью обучения норвежских женщин, занимавшихся рукоделием. Задача заключалась в том, чтобы люди научились заботиться об одежде и тем самым сократили расходы семьи. В 1980-х годах началось бурное развитие «быстрой» моды, заштопанная одежда стала ассоциироваться с низким социальным статусом, и школы использовали для экспериментальных проектов непрерывно растущую гору быстро изнашивающейся одежды. Но намечаются явные изменения. Экологические активисты, художники, сами представители модной индустрии проявляют интерес к починке вещей. Починка одежды перестала быть просто способом сэкономить, сделав заплаты как можно более незаметными и надежными, а «творческая» перекройка с ножницами в руках не всегда лучший способ распорядиться окружающими нас грудами ткани.
Родилась и выросла на Фарерских островах и самостоятельно освоила мастерство дизайна. Основатель Shisa Brand, специализирующегося на традиционных для Фарерских островов изделиях, от вязаных свитеров до сумок и аксессуаров, вдохновленных разными культурами, местными художниками или самим материалом. В работе Сиссаль неизменно опирается на принципы ответственного отношения к планете, природе и людям.
https://www.shisabrand.com
Норвежский дизайнер женской одежды. В своей практике Тонье, сторонник медленного ручного труда и традиционных техник (шитьё, вышивка, работа по дереву), находит вдохновение в путешествиях и встречах с новыми людьми, которые самым причудливым и неожиданным образом оказываются связанными друг с другом. Один из последних проектов Тонье связан с принципом апсайклинга: совместно с норвежской сетью секон-хенд магазинов Fretex Тонье создала коллекцию, целиком состоящую из подержанной одежды.
Дизайнер по текстилю и художница, работающая под именем Ýrúrarí. Она изучала текстильный дизайн в Рейкьявикской школе визуальных искусств и получила степень бакалавра текстильного дизайна в Школе искусств Глазго в 2017 году.
В последние годы особую важность в творчестве Ир получили вопросы устойчивого развития. В своих недавних проектах «Свитер-соус», «Я бы не стала делать что-то подобное» художница призывает переосмыслить наши потребительские привычки и предлагает способы продления срока службы ненужной одежды, превращая ее в предмет искусства.
Дизайнер, основательница и директор SHEWORKS ATELIER — студии дизайна в городе Колдинг, которая работает по принципу экономики замкнутого цикла для создания сделанных вручную изделия с использованием излишек и отходов текстильной промышленности Дании.
В ателье SHEWORKS работают талантливые женщины-иммигрантки и беженки, для которых ателье стало пространством обретения мира и возможности общения в процессе совместного творчества.
https://sheworks.dk
Детская школа дизайна НИУ ВШЭ даёт возможность тем, кто ещё слишком юн для высшего образования, изучать моду, искусство и дизайн по 33 авторским программам. В прошлом учебном году их закончило 243 ребёнка в возрасте от 7 до 15 лет, а в этом — уже 381. Мы попросили трёх кураторов ДШД рассказать о своих курсах и поделиться результатами работ своих учеников.
В июне Школа дизайна НИУ ВШЭ и проект RigRaiser провели конкурс для действующих студентов направления «Мода». В рамках конкурса участникам предлагалось дать вторую жизнь винтажному пиджаку и внести свой вклад в развитие осознанного потребления и искусства в России. Победителями стали Анна Расходчикова, Роман Зимогорский и Анфиса Прокудина.
Направление обучения
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.